Биметаллический блок цилиндров: проблемы и их решения

Автор: | 10.04.2018

По мере роста спроса на легкие двигатели все больше заказчиков интересуется инструментами и методами обработки биметаллических блоков цилиндров.

За снижение массы, которое позволит сократить объем выбросов углекислого газа, борются производители всех видов транспорта, таких как самолеты, суда, легковые и грузовые автомобили. Все просто: чем легче транспорт, тем меньше его углеродный след.

Чтобы удовлетворить эту потребность, многие производители автомобильных двигателей начали разрабатывать легкие биметаллические блоки цилиндров, где основная часть изготовлена из силуминов (сплавов Al-Si), а внутренние стенки гильзы, подверженные высоким механическим и термическим нагрузкам, — из серого чугуна. Блок, изготовленный таким образом, надёжен и отличается значительно меньшим весом по сравнению с традиционными блоками из чугуна. Однако их обработка представляет определенные трудности, поскольку механические свойства двух сплавов сильно отличаются друг от друга.

“Торцевое фрезерование — одна из последних операций в обработке блока цилиндров. Если провести его неправильно, возможно, придется выбросить всю заготовку, а она стоит немалых денег”, — говорит Филип Андре (Phillipe Andre), инженер по решениям для автомобилестроения Sandvik Coromant.

При обработке биметаллов одна и та же пластина используется для резания двух материалов, термические и физико-механические свойства которых значительно отличаются. Алюминиевый сплав при повышенных температурах становится мягким и вязким, тогда как серый чугун остается прочным и хрупким. Снижение срока службы инструмента, некачественная финишная обработка, появление заусенцев, царапин на поверхности и выкрашивание поверхности гильзы цилиндра — все это типичные (и неприемлемые) проблемы при обработке блоков — ключевого элемента автомобиля, от которого требуется безупречная работа.

“В современной автомобильной промышленности широко используется автоматизация, что означает выполнение большого количества операций без участия человека. Просто представьте, что такое частая и дорогостоящая замена пластин или, еще хуже, их внезапная поломка”, — говорит Эмманюэль Давид (Emmanuel David), руководитель направления продукции для автомобильной промышленности Sandvik Coromant.

Поэтому, когда команда проектирования инструментов для автомобилестроения начала работать над созданием новых решений для производителей автомобильных двигателей, ее главными ориентирами стали долговечность инструмента, качественная финишная обработка с высокой повторяемостью результатов и стабильность процесса.

“Здесь никогда не следует недооценивать важность финишной обработки. Выкрашивание гильзы или даже маленькая царапина на поверхности могут привести к утечкам, снижению работоспособности и, в конце концов, к увеличению объема выбросов”, — объясняет Андре.

Чтобы удовлетворить потребности заказчиков, команды специалистов Sandvik Coromant из Франции и Швеции разработали два решения: торцевую фрезу M610 для автоматических линий или станков с ЧПУ и принципиально новый процесс обработки, применяемый в обрабатывающих центрах. Фреза M610 представляет собой инновационное сочетание пластин и уникальной конструкции корпуса. Пластины обеспечивают радиальный и осевой угол резания и имеют специализированную обработку кромок; они отвечают требованиям к финишной обработке и допускам при фрезеровании двух материалов. “Важной особенностью M610 является то, что фрезу не нужно регулировать: этот патентованный инструмент обеспечивает высокое качество поверхности практически без предварительной настройки. Это решение подойдет для производства двигателей, где при обработке поверхности задействован весь диаметр фрезы”, — добавляет Андре.

“Мы провели множество испытаний торцевой фрезы M610, и она продемонстрировала превосходные результаты. Биение близко к нулю, никаких заусенцев, сколов или царапин на поверхности”, — добавляет Давид.

Новый метод обработки биметаллов, дополняющий возможности M610, определяет эффективную траекторию инструмента, которая начинается с обработки чугунного внутреннего слоя (гильзы). Далее инструмент перемещается к части из алюминиевого сплава, а значит, ему практически не приходится работать с двумя металлами одновременно. Новый метод разработан на базе фрезы CoroMill® 590 для высокоскоростного чистового фрезерования с CBN-пластинами и показал великолепные результаты.
Данное решение подходит для производства двигателей, где требуется гибкость или где при обработке поверхности нет необходимости задействовать весь диаметр фрезы.

“Оба решения позволят производителям автомобилей изготавливать более экологически безопасные двигатели. До сих пор торцевое фрезерование биметаллических поверхностей вызывало у производителей огромные трудности. Мы уверены, что наши решения отлично справятся с удовлетворением этой потребности”, — подводит итог Давид.